т/ф 8 (4012) 77-50-40 : 8 (4012) 75-32-46

Новости рынка цветных металлов

РУСАЛ: Следующий год готовит нам очень серьезные вызовы


05 декабря 2016 г., 16:21

Несмотря на слабость внутреннего рынка и непростые условия, складывающиеся в мире, российская алюминиевая отрасль находится на позитивном этапе своего развития. В этом убежден Роман Андрюшин, директор РУСАЛа по сбыту на рынках России и стран СНГ.
Долевое присутствие - На первый взгляд будущее глобальной и российской алюминиевой индустрии не дает оснований для позитивных ожиданий: цены находятся на минимумах. Тем не менее производители убеждены в грядущем росте спроса на алюминий. В чем секрет такого позитива? - Очевидно, что алюминиевый рынок увеличивает свою емкость за счет расширения спроса на крылатый металл в тех отраслях, где он ранее использовался в гораздо меньшей степени. Главным драйвером увеличения потребления алюминия является автомобилестроение, доля которого в структуре глобального спроса составляет почти 30%: на него приходится половина всего ежегодного мирового прироста потребления алюминия. По нашим оценкам, в следующем году емкость глобального алюминиевого рынка может расшириться на 5,5%, почти до 60 млн. тонн. Ключевым двигателем будет, как и прежде, Китай с долей потребления 50%. Тем не менее за последние годы проявили себя и другие страны-лидеры, специализирующиеся на производстве первичного алюминия,- Россия, Ближний Восток, их пытаются догнать Индия, а также регионы, играющие значительную роль в потреблении металла: Юго-Восточная Азия, в основном Япония и Южная Корея, США, Европа. Налицо международное разделение труда: выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью осуществляется в развитых странах, поставщиками же первичного алюминия и его сплавов стали развивающиеся страны и страны с конкурентными преимуществами по себестоимости производства сырья. Особое место занимает Китай, который является как крупнейшим производителем, так и крупнейшим потребителем первичного алюминия, и крупнейшим мировым поставщиком алюминиевых полуфабрикатов. Совершенно очевидно, что «Русал» - крупнейший игрок на мировом алюминиевом рынке благодаря низким издержкам, базирующимся на гидроэнергетике. Вдобавок наш отечественный алюминий в прямом смысле слова экологически чистый. Очень важно, что «Русал» видит себя глобальным игроком и позиционируется как один из основных источников новых технологий выпуска алюминия и сплавов, особенно сложных по приготовлению и составу, например содержащих скандий. Подобные сплавы обеспечивают изготавливаемой из них продукции улучшенные эксплуатационные свойства. Данные факторы, в свою очередь, находят отражение в сбыте «Русала»: порядка 50% продаж приходится на рынок Европы, еще 15% - на Северную Америку, более 20% - на Юго-Восточную Азию. Тем не менее «Русал», как национальный производитель, считает для себя приоритетным именно рынок России и стран СНГ.
Реальные продажи Безусловно, сжатие спроса на отечественном рынке сильно ударило по российским производителям алюминиевых изделий, и в наибольшей степени - по производителям алюминиевых профилей и кабельной продукции. Но благодаря активной позиции «Русала», его огромной проектной работе с участниками рынка, с Министерством промышленности и торговли России и другими ведомствами удалось не только смягчить падение потребления, но даже увеличить поставки алюминия на внутренний и зарубежные рынки. И сегодня «Русал» уверенно наращивает поставки. Мы прогнозируем, что по итогам нынешнего года наши продажи алюминия на рынок России и стран СНГ поднимутся на 5%, до 800 тыс. тонн, причем 50% придется на сплавы с исключительными характеристиками. Так, в 2016 году мы освоили серийное производство алюминий-циркониевой катанки, используемой для изготовления высокотемпературных проводов линий электропередачи, которые будут широко востребованы в жарких регионах. Приступили к поставкам катанки из алюминиевых сплавов 8-й серии, применяемой для производства кабелей для внутренней проводки зданий (кстати, широко распространенных в применении, например, в Китае и США). Освоили производство новых твердых сплавов для производства автокомпонентов. Все это дает нам основания для дальнейшего роста и развития наших компетенций в области глубокой переработки алюминия. Следующий год готовит нам очень серьезные вызовы, потому что совокупность проектов и инициатив «Русала», участников рынка и Алюминиевой ассоциации должна способствовать выходу наших продаж на уровень докризисного 2007 года: мы рассчитываем продать на территории стран СНГ порядка 850-900 тыс. тонн алюминиевой продукции с увеличением доли сплавов до 55%. По нашему мнению, основными секторами роста потребления станут производство алюминиевого проката вследствие увеличения его поставок за пределы России и энергетический комплекс благодаря успешной квалификации отечественной кабельной продукции в странах ЕС. Немаловажно и то, что сильно пострадавшие от кризиса строительный комплекс и автомобильная индустрия, показавшие многократное падение в предыдущие годы, во второй половине 2016 года демонстрируют рост и, с нашей точки зрения, в 2017 году покажут позитивную и устойчивую динамику развития. Отмечу, что стратегия развития российских производителей алюминиевых профилей, проката, штамповок, литья, кабелей в ближайшие несколько лет будет ориентирована на расширение экспортных продаж в страны дальнего зарубежья, чему в немалой степени способствует девальвация рубля. Соответственно, главным вызовом для них будет обеспечение более высокого качества продукции, которое позволит им конвертировать существующие конкурентные преимущества по затратам в реальные продажи за границей, начиная от Европейского союза и Северной Америки и заканчивая Азией. Успех заложен в 2016 году, и мы уже констатируем существенный рост экспорта алюминиевых профилей, а также прокатной продукции - как для производства упаковочных материалов, так и технологичной продукции для машиностроения, а также очевидную тенденцию экспортных продаж алюминиевых автокомпонентов, прежде всего легкосплавных колесных дисков. В 2017 году мы рассчитываем на ускорение роста поставок кабельной продукции: мы уже видим прирост экспорта этих продуктов, однако пока его объемы достаточно невелики. Текущий курс рубля позволяет и нам, и нашим клиентам конкурировать на всех рынках, включая китайский. По сути, для нас открыт необъятный глобальный рынок, с лихвой компенсирующий ограничения в потреблении алюминия России. При этом «Русал» неуклонно увеличивает долю поставок и на внутренний рынок - в общей структуре реализации с 20% до 25% - и намерен нарастить ее еще больше, доведя до 50%, о чем я заявляю совершенно открыто. Это нелегкая задача, но она выполнима, и в ее решении нам хорошо помогает созданная при нашем непосредственном участии Алюминиевая ассоциация, которая служит наглядным примером эффективного сотрудничества объединения частных компаний и государственной власти в лице Министерства промышленности и торговли России. Мы с нашими коллегами из Алюминиевой ассоциации сумели наладить конструктивный диалог с правительством России, федеральными органами государственной власти, составили «дорожную карту» на базе межведомственной комиссии, созданной специально для развития отечественного алюминиевого рынка.
Разделение на уровне - Как и из чего сейчас складывается цена на алюминий и почему она сейчас столь низкая? - Как известно из любого учебника по экономике, цена на товар формируется спросом и предложением. Соответственно, текущий уровень мировых цен на алюминий отражает фактическое состояние дел в глобальной алюминиевой отрасли. Большой объем предложения металла на рынке сильно давит на цены, но при этом растущий спрос и затраты на производство алюминия дают основания полагать, что в среднесрочной перспективе алюминий будет дорожать. И это является насущной повесткой для многих производителей первичного алюминия, отличающихся слишком высокими затратами. Так, Европа значительно сократила мощности по выпуску первичного алюминия, в США они практически полностью прекратили свое существование, за исключением небольшого числа заводов. Иными словами, происходит масштабная перестройка мировой алюминиевой отрасли, когда одни государства производят первичный алюминий и его сплавы, другие делают из них полуфабрикаты, третьи - конечные изделия. Исключение - Китай, который является одновременно крупнейшим на планете производителем и потребителем первичного алюминия. Тем не менее текущий низкий уровень мировых цен дает дополнительный стимул для расширения применения алюминия в самых различных отраслях промышленности и строительства. - Каково место на глобальном рынке российского алюминия и какова его степень влияния на происходящие на нем тенденции? - «Русал», будучи единственным производителем первичного алюминия в России, занимает порядка 8% от его суммарного выпуска на планете. Если же исключить из него Китай, то доля «Русала» окажется равной приблизительно 12%. То есть «Русал» остается крупнейшим производителем первичного алюминия за пределами Китая. В то же время наша работа строится по рыночным принципам, и, будучи представленными на всех региональных рынках, мы стараемся увеличить в продажах долю продукции с добавленной стоимостью. Это важнейшая стратегическая цель «Русала», поскольку, получая наши сплавы, потребители могут сами запускать их в производство готовых изделий без дополнительных переделов. Я уверен, что европейский и азиатский рынки останутся для «Русала» ключевыми в силу географической близости при безусловной стратегической приоритетности внутреннего рынка России. Моя личная мечта и мечта моей команды - продать 1 млн. тонн алюминиевой продукции на российском рынке в 2018 году. И мы знаем, как это достичь. - Можно ли назвать Россию законодателем на мировом алюминиевом рынке? - Конечно. Инициатива «Русала» в отношении производства «зеленого» алюминия положительно воспринята во всем мире, и сейчас мы с глобальными лидерами фактически перепозиционируем понимание конечного продукта в сторону экологичности сырья. В любом продукте все важно: и люди, и технологии, и сырье, причем сегодня - именно чистота последнего, так как производство любого вида сырья влияет на окружающую природную среду. Так, глава компании Tesla Илон Маск, говоря об экологичности электромобилей, не обращает внимания на факт загрязнения природы в процессе их производства. В настоящее время Илон Маск хочет построить гигантский завод в Китае, а вот лучше было бы разместить в России, чтобы он получал наш экологически чистый алюминий, произведенный на основе гидроэнергии, и тогда он будет абсолютно честен с обществом и рынком, говоря, что электромобиль экологически чистый. Если же применять китайский алюминий, то электромобиль не будет экологичным, поскольку для выпуска этого металла в КНР используется электроэнергия, получаемая за счет сжигания угля, при котором в атмосферу выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ.
Перспективная тема - В каких новых отраслях используется, а главное, предполагается использовать алюминий? - Прежде всего железнодорожное машиностроение. Мы успешно реализовали совместно с Alcoa (Arconic) и «РМ Рейл» проект создания алюминиевого вагона-хоппера - это минераловоз, не имеющий аналогов в России. Теперь же мы начали проекты разработки полувагона, цистерны и рефрижератора из алюминиевых сплавов. Еще одно перспективное направление - строительство алюминиевых мостов. Удивительно, что в России на сегодняшний день существует только один алюминиевый мост - Коломенский в Санкт-Петербурге, возведенный в 1968-1969 годах, хотя такие мосты могли бы пригодиться во всех регионах нашей страны, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. Нам очень интересна тематика экологичной энергетики, и мы работаем по теме алюминий-ионной батареи: мы уверены, что у нее большие перспективы. - Не секрет, что на отечественном рынке полно контрафактной алюминиевой продукции. Для каких сегментов рынка характерен контрафакт? - Нас очень беспокоит широкое применение контрафактных кабелей, которые, собственно, и вызывают пожары в домах. В подобных кабелях сечение не соответствует принятым в России нормативам: попросту говоря, оно меньше, чем положено, поэтому такие кабели не выдерживают напряжение в сетях. Недаром Алюминиевая ассоциация и ассоциация «Электрокабель» подписали декларацию «Честная позиция», направленную на снижение количества подобной продукции на рынке. Аналогичная ситуация с китайскими дисками автомобильных колес, имеющими более тонкие обода и ступицы, чем российские, и изготавливаемыми из смеси первичного и вторичного алюминия, хотя должны делаться только из первичного. Хотя они более дешевые, они вызвали уже немало аварий на бескрайних просторах России. Считаем, что создание механизмов независимой объективной экспертизы позволит решить проблемы с безопасностью применения алюминиевой продукции, как отечественного производства, так и импортируемой. Немало вопросов возникает по алюминиевой фольге. Мы не только крупнейший ее производитель в России, но и экспортер. Наша фольга конкурентоспособна в Европе, однако в прошлом году Европейская комиссия поставила барьер на ввоз российской фольги, хотя никаких экономических предпосылок для этого не было. Между тем на российский рынок импортируется китайская фольга отнюдь не лучшего качества: ею завалены магазины не только в столице, но и других городах.
источник : metalinfo.ru

читать все новости


Контакты

Нужен цветной металлопрокат?
Мы поможем вам. Звоните по телефонам:

Тел/ф:   8-(4012) 53-18-92
Тел:        8-(4012) 77-50-40;
               8-(4012) 75-32-46

или пишите на E-mail:

E-mail: metko_k@mail.ru

Режим работы

Пн.- Чт.    8.00 - 17.00    без обеда

Пт.            8.00 - 16.00    без обеда

Сб.- Вс.    выходной